Недавно мы рассказывали, как делали кейс онлайн-галереи Van Verden (прочитать его можно здесь). За время работы над этим проектом мы уделили немало времени исследованию арт-галерей и их целевых аудиторий — кое-какими данными из этого рисёча мы поделимся с вами в этой статье.
В эпоху конкуренции десятков, сотен и тысяч производителей рассчитывать на потребительскую лояльность не приходится. Аудиторию мало привлечь грамотно выстроенной коммуникацией — её нужно как-то удержать. Здесь в игру вступает уникальный customer experience (CX) или потребительский опыт.
CX — это всегда история: поток чувств, реакций и подсознательных ощущений, с которыми клиент сталкивается, взаимодействуя с брендом. Это может быть волшебная сказка, а может быть и повесть в жанре хоррор.
Она начинается ещё до прихода потенциального покупателя в магазин или на сайт: с рекламы, отзывов, рассказов знакомых — и тянется через все точки контакта с брендом. Наконец, человек делится историей с окружающими — начинает формироваться уже их CX.
Помимо пререквизитов (в том числе онлайн-экспозиции, отзывов, рекламы), CX в галерее строится на трёх ключевых точках соприкосновения: пространстве, сервисе и наполнении. В нашем случае это помещение, консультанты и сами арт-объекты. Разные посетители по-разному идеализируют и демонизируют каждую из этих составляющих.
Исследования показывают, что большинство женщин предпочитают большие пространства, где много людей, можно отдохнуть и развеяться. Плохая галерея для женщины — та, в которой много правил и ограничительных мер. Женщины предпочтут консультанта-психолога, чувствующего клиента: спокойного, дружелюбного и хорошо разбирающегося в искусстве. Они ожидают от него ненавязчивой и тактичной помощи в выборе арт-объектов. Выбирают интуитивно, ориентируясь на внутренний отклик: обычно — сюжеты, которые вызывают положительные эмоции. Плохую картину описывают как тёмную и пугающую или как дешёвую и безвкусную.
Мужчины в большинстве тоже любят большие, но малолюдные пространства, пригодные для спокойного созерцания искусства в одиночестве и делового времяпрепровождения. Не любят — нарочитую «современность». Хороший консультант для мужчины — спокойный и ненавязчивый профессионал, сдержанный, безэмоциональный, но с хорошим чувством юмора. Идеальная картина — известная, историческая или популярная. Плохая — скучная, непродуманная, статичная.
Оба пола отталкивает духота, теснота, отсутствие физического порядка, провинциальность и ограниченность, а также экспрессивные картины — их воспринимают негативно, как агрессивные.
Молодая аудитория идеализирует большие современные пространства, где можно пообщаться с людьми. Для неё важен свет, уют, ощущение свободы и минимализм. Идеальный консультант — экспертнее клиента. Идеальный арт-объект — в приглушённых пастельных тонах. Молодых людей отталкивают вульгарные консультанты и хаос на картинах.
Взрослые предпочитают атмосферные пространства, пропитанные духом творчества, где можно изучить детали и уйти с приятным послевкусием. Идеальный консультант — обязательно заинтересованный, максимально услужливый, который не теряет надежды угодить клиенту. Выбор этой аудитории — понятные сюжеты. Негативно оценивают в картинах: депрессивность, заезженность, соцреализм в картинах.
Зрелые люди склонны выбирать классические пространства с уникальными предметами и деталями, сохранившуюся старину, уют и камерность. Идеальный консультант — эксперт, который старается держаться на одном уровне с клиентом, быстро понимает, как ему комфортно общаться и придерживается такого формата диалога. Предпочтительна реалистичная успокаивающая живопись. Главный барьер: картина не подходит к интерьеру по стилю.
Гедонисты
Идеализируют большое необычное пространство, свободу творческого духа. Широкий ассортимент. Динамичную, смелую, концептуальную, иногда провокационную абстракцию.
Негативно воспринимают формализованность и отсутствие разнообразия. Консультант — безвкусный и старомодный навязчивый провинциал.
Идеалисты
Идеализируют камерное и уютное, но не перегруженное пространство, много света. Консультанта, который поможет принять решение. Реализм и известные, но спокойные фантазийные картины.
Негативно воспринимают общую атмосферу суеты и безвкусицы. Отсутствие дополнительного сервиса, вялых и неискренних консультантов.
Традиционалисты
Идеализируют большое пространство, классическое искусство и старину. Консультанта, который может убедить в выборе. Реалистичные успокаивающие картины, пейзажи.
Негативно воспринимают отсутствие структуры и правил, тоску и безысходность. Слишком навязчивый сервис, консультанта, который не разбирается в теме.
Рационалисты
Идеализируют большое технологичное пространство, где каждую картину можно рассмотреть отдельно, минимализм. Индивидуальную консультацию. Эксклюзивные арт-объекты высокого качества. Исторические сюжеты и эталонные абстракции.
Негативно воспринимают суету, безалаберность и однотипность. Отсутствие дополнительного сервиса, вульгарных и несерьёзных консультантов.
Арт-галерея в офлайне — это всегда центр притяжения ценителей искусства. Неважно, идёт речь о классической живописи или дерзком поп-арте.
Системный подход компании к формированию потребительского опыта (то есть постоянное поддержание хороших отношений с потребителем) со временем конвертируется в прибыль.
Важно сказать, что все перечисленные в статье модели идеального и плохого CX — лишь общие смыслы, которые помогают понять, насколько разный опыт нужен разной аудитории. И это мы ещё не вдавались в детали, чтобы никого не запутать!